МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОФЕССИИ.
Начни с себя!
О выборе. Выбор профессии для меня – шаг неслучайный. Он был определен моими школьными учителями – совершенно потрясающими людьми, чей жизненный путь и самоотверженное служение любимому делу стали примером для сотен их выпускников. Каждый шаг своего профессионального становления я сверяла с их взглядами, представляя, как бы они поступили в той или иной ситуации, как бы отреагировали на тот или иной мой выбор. Средняя школа № 3 г. Кисловодска. С какой благодарностью я вспоминаю каждый день школьной жизни! Мы знали: нас любят и понимают. Мы чувствовали, как бережно и аккуратно ведут нас к взрослой жизни. Сколько же мудрости и терпения нужно было этим удивительным людям, чтобы и через 40 лет ученики помнили имена своих Учителей! Сергей Семенович Алексеенко, Анастасия Ефимовна и Владимир Григорьевич Ахтырские, Александра Федоровна Мигунова, Елена Алексеевна Дудко…
О принципах. Именно эти люди заложили ценности моей педагогической деятельности и сделали моим ориентиром слова Великого Педагога В.А. Сухомлинского: «Никогда нельзя спешить с окончательным и категорическим выводом: у ребенка ничего не получится, такова уж его судьба. Год, два, три года у него что-нибудь может не получаться, но придет время – получится. Будем учить ребенка думать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир. Дадим ему величайшую человеческую радость – радость познания».
Это не только напутствие молодым учителям, но и, по моему мнению, напоминание КАЖДОМУ ПЕДАГОГУ, идущему на урок: верьте в своих учеников! Помогите им обрести веру в собственные силы.
Об атмосфере в классе. Атмосфера в классе и в школе должна быть пропитана уважением и заботой о достоинстве человека, которые начинаются с учителя по отношению к ученику. В работе учителя есть две стороны: инструментальная – передача знаний в определенной сфере и педагогическая – формирование мировоззрения учеников. Моя педагогическая цель – воспитание гражданина Великой страны. Я хочу видеть своих учеников не бессловесными исполнителями чужой воли и абсолютными потребителями, а умными, целеустремленными, последовательными и твердыми людьми, умеющими анализировать, принимать взвешенные решения и брать ответственность за них на себя. Математика, как никакой другой предмет, развивает в учениках аналитические способности: умение собрать информацию в полном объеме и выделить главную мысль, найти или построить математическую модель ситуации, а затем найти и решение.
О будущем профессии «Учитель». К сожалению, все меньше выпускников-педагогов приходят на работу в школу. И дело не только в невысокой зарплате учителей. Социально-политические изменения в нашей стране, к большому сожалению, сделали профессию учителя непрестижной. И что еще обиднее, специалистов, в чьем ведении находится формирование и развитие базовых ценностей нации (да-да, не побоюсь этого слова, ведь наши дети это – будущее нашей нации), пытаются перевести в категорию обслуживающего персонала. Термин «образовательные услуги» стоит в одном ряду с парикмахерскими услугами и услугами по доставке товаров на дом. Целое поколение родителей стало относиться к учителям именно так: покупатель всегда прав! Естественно, это роняет и без того низкий престиж профессии. Множество ВУЗов без устали и без надобности «штампуют» десятки тысяч юристов, экономистов, менеджеров. Выпускники факультетов иностранных языков идут работать куда угодно, лишь бы не в школу. Выпускники математических, физических и химических факультетов «разбегаются» по банкам, IT и фармацевтическим компаниям, «уходят» в интернет-профессии (копирайтеры, smm-специалисты, маркетологи и пр.).
Невольно задумываешься: «Почему так происходит?» На сегодняшний день у меня, к сожалению, есть лишь один ответ: «Это мы, учителя, недостаточно хорошо учили тех, кто сейчас не хочет идти по нашему пути; не стали для них кумирами в профессии. Это мы не сделали их школьные годы интересными, не пробудили любознательность, не затронули душу.». Значит, надо начинать с себя! Находить ошибки в своей работе и исправлять их.
И если, спустя годы, хотя бы один твой ученик станет учителем, значит ты на верном пути и все делаешь правильно.
О школьном образовании. Уверена, что многие проблемы школьного образования можно решать только сообща, когда над ними работают не отдельно взятые, пусть и блестящие учителя, а целые педагогические коллективы. Только команде единомышленников, увлеченных и объединенных одной идеей, под силу создать в школе творческую атмосферу, полную уважения и принятия личности другого, способствующую развитию любознательности и формированию общечеловеческих ценностей.
Мне повезло: я работаю именно в таком коллективе.
Н.Н. Кирилюк, учитель математики высшей категории МБОУ Лицей № 1