Влияние СМИ на психику ребенка
Материалы родительского собрания на тему: «Влияние СМИ на психику ребенка»
16 апреля 2015 г.
Классный руководитель 2 класса МБОУ Лицей № 1
Кузнецова Александра Сергеевна
Информационный бум охватил все слои общества, включая и школьников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе. Детское самосознание несформированно, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ.
Средства массовой информации не только отражают происходящие в стране процессы, но и оказывают влияние на формирование мировоззрения у молодежи, принимают на себя распространение и создание соответствующих норм поведения, социальных ценностей и целей.
В развитых странах Запада, послуживших моделью для наших отечественных масс-медиа, тема насилия давно вызывает серьезное беспокойство, как со стороны институтов государства, так и широкой общественности. Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Так, в зарубежных мультипликационных фильмах, дети видят акты насилия каждые две-три минуты. Именно эта продукция вытеснила традиционных героев отечественных "мультиков”. А в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Поэтому ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит в среднем свыше тридцати актов агрессии.
На собрании классный руководитель Кузнецова Александра Сергеевна предложила родителям проанализировать признаки «правильных» и «неправильных» мультфильмов. В результате предложила основные правила просмотра телевизионных передач детьми. Родители согласились с тем, что влияние телевидения на психику детей отличается от влияния на психику взрослых. Детьми легко управлять. Особенно пагубно влияют на детскую психику сцены насилия на телеэкране. Их необходимо исключить из просмотра детьми.
В современных условиях жизни родители часто оказываются вынуждены работать в ущерб времени, которое можно было бы уделить своему ребенку. И единственными средствами развлечения для детей являются телевизор и компьютер. Ученые обнаружили, что дошкольники, в среднем, смотрят телевизор 4 часа в день, а за школьные годы они проводят у экрана около 15 тысяч часов – и видят около 13 тысяч случаев насильственной смерти за это время. В итоге получается, что телевизор дает детям даже больше информации, чем учителя и родители – причем дети порой склонны верить телевизионным «сообщениям» даже больше, чем родителям и учителям, и до 12 лет, как минимум, воспринимают все происходящее на телеэкране как реальность! А если учесть, что показывают по телевизору большинство популярных телеканалов – становится ясно, что именно вкладывается в голову подрастающего поколения.
Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьезно конкурирует с радио. Это связано с появлением на телевидении новых технологий: цифровое телевидение, телетекст, компьютерные технологии, спутниковое телевидение. Получить информацию через телевидение оказалось значительно легче, чем каким–либо иным способом. Например, для того, чтобы прочесть газету, необходимо пойти и купить её, посмотреть фильм в кинотеатре оказалось намного сложнее, чем выбрать для его просмотра из 5-12 программ телевидения, а во многих регионах количество программ уже превышает не один десяток. Из этого следует, что телевидение стало наиболее доступным и простым способом получения информации.
Сегодня в век информационных технологий невозможно представить свою жизнь без Интернета. Но необходимо поднять очень важный вопрос о безопасности в нем.
Основная масса компьютерных игр для детей – различные «стрелялки», лейтмотивом которых является фраза: «Убей как можно больше». И ребенок, убивая, подсознательно понимает, что нарушает моральные нормы, но это осознание дает ему чувство удовлетворения, удовольствия от собственной вседозволенности. Таким образом, здесь ребенок уже не является пассивным наблюдателем насилия – он – его активный участник! Кроме того, психологи доказали, что у неокрепшей детской психики компьютерные игры очень быстро вызывают зависимость. А самыми нежелательными последствиями увлечения компьютерными играми может быть желание у ребенка повторить наяву то, что он делает в мониторе компьютера. А это уже шаг к преступности. В последние годы самый мощный и никем не контролируемый поток информации поступает к нам через Интернет.
Насколько бы Ваш ребенок не был привязан к телевизору или компьютеру, помните, что СМИ отбирают время, здоровье и силы у ребенка. А в конечном итоге, отбирает у него и детство. Ведь вместо реальной жизни он живет искусственными эмоциями и лишает себя возможности естественно развиваться!
Отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка можно смягчить, если уделять больше внимания своему ребенку, способствовать его всестороннему развитию, живому общению со сверстниками, ходить с ним на прогулки, давать ему возможность ездить на экскурсии и жить полной жизнью!